|
Posted: 21.04.09 07:45. Post subject: ВСЕНАРОДНАЯ ТОЛОКА Н..
ВСЕНАРОДНАЯ ТОЛОКА НА ВОИНСКОМ ПОГОСТЕ. 18 апреля 2009 года. Канун православной Пасхи, совпавший по времени с понятием „собирать камни”, благодаря акции историка, Игоря Гусева по сохранению русского культурного наследия Латвии. Намеченная ранее и все же несколько настороженная поездка на субботник вне дома (когда в первый раз „в первый класс” и чего-то нового начало в душе ), в общем-то к незнакомым мне в массе своей людям, преимущественно рижанам, в незнакомые мне Дарзини под Саласпилс, осчастливила меня подарком встречи в благотворительном труде с родственными по духу душами: с почти 300 русскоязычных людей Латвии, кому близка и дорога Русская культура, кто и в наше смутное время кризиса, безработицы и материальных проблем привержен традиции Православия, а благородство и подвижничество в ком заложено с молоком матери, сполна в духе кинокартины Никиты Михалкова „Сибирский цирюльник”. Таков и общий лейтмотив, прошедшего мероприятия, сложился у меня от выбранного для себя лично места участия во Вселатвийском Дне-акции Чистоты (толоки или субботника в русском контексте толкования понятия) по маршруту Елгава-Рига-Саласпилс, о чем ни сколечки не пожалел потом, исходя из кризисных затрат на дорогу и выходного вдали от дома. Более того, уже к вечеру вдоволь поработав пилой на уборке старинного гарнизонного кладбища (при т.н., Петровском пехотном лагере еще царского времени!) в сосновом бору вблизи Саласпилского мемориала жертвам нацизма II-й МВ, осознал символичность события и его возможную неоценимую значимость для общественно-культурной жизни Русского мира Латвии, как чрезвычайной важности, при этом еще и в страстную Субботу - предвестницу грядущего светлого Воскресения… Для меня, елгавчанина, впервые приехавшего под Саласпилс, на место уборки означенной территории и окунувшегося в атмосферу духовного единения русских людей (преимущественно из Риги и Рижского района) стало своего рода удивительным открытием, предоставленная возможность причастности на практике к реальной консолидации Русского мира Латвии и всех тех, кто нам сочувствует на основе любви, доброжелания и интереса к Русской культуре, что бы не говорили политики, как бы „не тянули одеяло” каждый в свою сторону, амбициозно играя на чувствах простых людей - своих избирателей, как от „Центра Согласия”, так и от „ЗАПЧЕЛ”. Субботник в Дарзини проект-инициативы моего рижского коллеги, замечательного историка-краеведа Игоря Гусева как раз показал нечто на мой взгляд новое, отрадное, на положительном примере в эпоху экономического и нравственного кризиса в Латвии, в период испытаний традиционных человеческих ценностей в быту, в семьях, в общественной жизни и даже в профессии, как то культурный туризм, при чем с русским акцентом и богатством исторического наследия по моему профилю в Елгаве, имеющий огромный интерес, привлекателен здесь, востребован и актуален, но, увы, до сих пор не используется должно его потенциал и, как сейчас выражаются в моде, – эта туриндустрия „не пропиарена в полной мере”в столице Земгальского региона, исходя из запросов сферы incomingtourisma современности. На ура разошлась среди массы народа-толокчан в процессе мероприятия уборки часть тиража елгавской прессы, прихваченной с собой в дорогу, как „JELGAVNIEKI.LV”части уникального земгальского проект-издания „ЕЛГАВЧАНЕ.РУ”, экскурсионные буклеты по Елгавскому дворцу и мн.другое. Итоговым впечатлением своего участия в субботнике-акции русской общественности Латвии для меня, видимо единственного елгавчанина, представлявшего на нем одновременно Елгавское Общество Русской Культуры „ВЕЧЕ и Культурно-Туристическое бюро „МИТАВАс СУВЕНИРс” стало то привезенное в Елгаву оптимальное настроение на творческий лад в продолжение своей дальнейшей туристско-историко-краеведческой деятельности в Земгале, позитив которого так необходим многим из нас энтузиастов, в полном понимании этого слова. Меня приятно поразила проявленная энергия от сердца, в массе своей, разных людей, их единство в порыве благородства созидания, представленного случая вспомнить о своих корнях, традиции, о высоком. Люди съехались под Саласпилс, чтобы по зову души в прекрасном сосновом бору (оторвавшиеся на день от рутины меркантильных будней глоба-урбанизации современной нашей жизни, углубляющегося кризиса по стране) восстановить не просто заброшенный, опустошенный и оскверненный войной и нещадным временем, старинный мемориал, а по сути не дать прерваться Традиции, по большому счету ради будущих поколений своих и чужих детей (в свете общей острой проблемы современности – реальной угрозы деградации социальной и природной среды), чтобы близ руин православной часовенки конца XIX века противостоять этому вызову современной цивилизации. Много встретил я там, в сакральном лесу близ Саласпилса известных и неизвестных друг-другу людей, пожилых и молодых, школьников и местных жителей (всех имен не перечислишь), но врезались в память не случайные люди, а, предвижу вполне судьбоносные, для страны, для культуры, для общества, как школьница, 11-класница Екатерина, удачно подвернувшаяся мне с электрички пеервой на одинокой дороге в трудно-ориентируемой чужой местности, следопыт-поисковик и фотограф Андрей, уже знакомые мне и ставшие ближе члены организации „Антифашистский комитет” Генадий Котов, Иосиф Корен, Эдуард Гончаров, неравнодушию и мужеству которых невозможно не симпатизировать; афганец из ассоциации Николай Тимофеев, представитель общества аномальных явлений UFOLAT Андрей Миронов; бывший житель Елгавы (моего микрорайона Жуковка), ныне юрмалчанин, имени которого я увы, не запомнил, а также мой старинный приятель, коллега-журналист и историк по проектам петровской эпохи в Риге, Елгаве, и Лиепае, Игорь Ватолин; женщины-активистки с „Центра Согласия” Татьяна и Раиса, любезно „подбросившие” после субботника на своем авто до Рижского вокзала на поезд, и оказавшийся с нами попутчиком задушевный парень Валентин, рижанин латгальских староверческих корней; депутат Саласпилской Думы, Александр Прутков, распространивший всем пасхальные номера газеты „РАКУРС”; член поисковых отрядов Вячеслав Рукис, запечатлевший нас всех для истории на пленку.... Особого уважения и, как в нашем дружеском кругу историков говорят, пиитета, заслуживает конечно же „кавалергард” Русского культурно-просветительского возрождения Латвии историк-краевед и активист-общественник, Игорь Гусев. Оценивая его энергию, активность, творческую жилку, постоянный вклада в научно-практическую работу по сохранению Русского культурно-исторического наследия Риги, правду его жизненной позиции, наблюдая за процессом в столице из регионов, Игоря вполне по праву можно назвать мэтром Латвийской историографии, достойным учеником всеми нами любимого и уважаемого, ныне покойного профессора Б.Ф. Инфантьева, совсем недавно ушедшего в мир иной, учениками которого многие из нашей условной команды нового поколения столичных и региональных русских краеведов-культурологов, в той или иной мере, на сегодня являемся. Мне как единственному, вероятно добровольцу на саласпилской акции из бывшей Курляндской столицы Митавы посчастливилось приобщится к возвращению из небытья, по сути военно-исторической православной святыни – старинного рижско-окружного гарнизонного кладбища (такого же типа место есть и в Елгаве, с памятной стеллой губернского архитектора. Шервинского, ждущее на рижском примере своего часа капитальной уборки и преображения…). Особое мнение, вынесенное из личного участия в толоке, возникло у меня и побудило сразу после субботника взяться за перо: впечатление от эмоционального духа работавших на очистке заросшей буреломом заветной территории тамошнего леса, энтузиастов (на тот час таковыми были все без исключения); все они дружно рубили и пилили многолетний кустарник, валили, мешающие обзору, деревья, лесная чаща от которых теперь уже не в состоянии стереть нашу великую и общую историю): трудились в общем-то люди разной ментальности, взглядов и жизненно-возрастного опыта, как говорили в старину, и стар и млад. Целый автобус со школьниками в выходной весомо говорит о высоком, о тенденции приобщения молодежи к традициям предков, к ценностно-серьезному, в основе которых их же нравственное здоровье, благополучие нации в будущем, о многом говорит и участие простых саласпилсчан, буквально по дороге отложивших обычные для городка дачно-огородные весенние заботы, наряду с известными общественниками и депутатами. Представлен был полный спектр наших по мировоззрению и вере людей, единых в мероприятии, деятельность и цель, которого похоже за один день сделала всех сплоченнее, благороднее и искреннее, чего так не хватает русским Латвии, всем латвийцам в годину кризиса… Люди, совместно общаясь в добровольной работе на природе, в историко-символической среде близкой по духу, интересам, хобби призванию, миссии на основе „заводного” (тронувшего массу народа) национально-культурного проекта-идеи (в основе которой - сохранение русской культуры в потрепанной потребительством и произволом чиновников, стране), нашли здесь то, что искали, по чем истосковались за долгие годы постсоветского отчуждения в созданной обстановке этнократического правления, с переходным периодом навязываемой из вне, прозападной идеологией, не лучшей в своем потребительском подражании и бездумно-слепого следования в форватере псевдо-либеральных западных ценностей, для молодого государства, новочлена ЕС. Простое человеческое общение, стало вызовом серости и потрбительству повседневья– это общение на ином уровне привычной социально-рыночной суеты в добывании хлеба насущного. Без него не обойтись, отстаивая и сохраняя право на свою культуру и великий могучий русский язык: наверняка многие вынесли для себя из субботнего сближения в совместном труде на благую идею осознание чего-то более важного, приоритетного, что уже бесповоротно направит судьбу в верное русло, поможет осмыслить жизнь с позиций добра и зла на фоне окружающей переходно-кризисной и депрессивной действительности, на фоне суеты в политике, бизнесе, сокращений рабочих мест и стабильной зарплаты, выплат по кредитам, и оттока населения за рубеж в поисках лучшей доли…: А здесь представился тот редкий случай соприкосновения с первоисторией военно-исторической летописи городка Саласпилс, с чем-то сакральным, невольно волнующим, когда в почете были честь и слава, вера и правда, высокий стиль, практические дела и достойное звание русского офицерства. Сложилось впечатление, что участвовавшие в субботнике на восстанавливаемом к новой жизни православном погосте близ Риги, еще недавно опустошенном, заросшем, разоренном, сами становятся живой историей на взаимосвязи места, времени и предания старины глубокой, от начала века ее минувшего, при этом особое чувство памяти с примесью скорби должно было возникнуть еще и вдобавок от бесспорного факта доказанных преступлений фашистского режима здесь же на территории обширной лесополосы вдоль железной дороги от уже обнаруженных прежде (на месте нынешнего приведения в порядок кладбища более давней имперской эпохи) захоронений жертв нацистского террора в шталлаге Саласпилс во 2-й Мировой… Первоначальный мемориал, открытый в работе с архивами, Игорем Гусевым и подтвердившийся очевидными свидетельствами исследований – это место упокоения былого цвета Царской армии Российской империи: канувшие в лету истории уланы и драгуны, поручики и ротмистры подполковники и штабс-капитаны, прочие ратники, верой и правдой служившие Великой России и своему государю-императору, присягавшие на верность ему и православию. Кропотливая работа (и я бы добавил, справедливо-настырная в плане типичного хождения „по мукам” в чиновничьи кабинеты за законным содействием) уже проделана Игорем Гусевым по личной инициативе в архивах и на месте обнаруженного воинского кладбища, по воочию выпирающим из слоя мха гранитным надгробиям от эпохи I Мировой войны, а теперь предстоит и уже ведется, как я понял, с его слов, переписка с ведомствами, отнимающая уйму времени, утруждающая системой бюрократии от латвийской культуры, отвлекающая от практической и актуальной работы по спасению в наши дни уникального памятника истории - гарнизонного кладбища российского воинства периода времени царского. Много усилий заняла здесь и топография местности в требуемом порядке благоустройства такой территории, чтобы заброшенный мемориала в лучшем виде восстановить в будущем. Благодарственные слова Игоря участникам редко-единодушной в наше кризисное время толоки, тронули близко к сердцу всех собравшихся по окончании работ: народ с интересом просто столпился вокруг, как-то само собой четко выделившегося ценрального места мемориального, пока еще бора, на удивление приезжих, с уже загодя символически подустроенной под вид святилища и ждущего своего часа ренессанса, часовенки. Ребята, видимо поисковики и афганцы выложили кусками сланца символически очерченное округлым контуром подобие толи алтаря, то ли сакрального бастиончика (ненароком навевая мысли о военной доле их молодости в горячих точках планеты, перекликаясь в мыслях пережитым опытом с ныне весомым событием. … И вот коллективный снимок на память об искреннем энтузиазме дня в канун Пасхи-2009. Для поднятия духа - под Андреевским стягом, в центре святилища с укрепленным патриотизмом, с верой, надеждой, любовью, приверженностью тысячелетней традиции православия, столь часто и издревне спасавшей в суровую годину испытаний как святую Русь, так и саму Балтию, с ней пуповиной истории связанную. Прибранная похорошевшая очищенная от бурьяна до неузнаваемости территория, бывшая дремучим лесом еще время назад, преобразилась к новой ипостаси своего существования в XXI. Видимо только так в наше время, в годину испытаний через совместную благотворительность, добровольный труд на основе идеи SOS национально-культурной традиции, возможно не стать безродными космополитами и не превратиться в маргиналов своего родства не помнящими, что сегодня тревожным симптомом и волнением в сердце чувствуют родители, умудренное опытом старшее поколение, когда духовное отчуждение родных людей искусственно навязывается власть придержащими и в корстных целях служит националистической политике превосходства одних над другими (в системе образования, ущемлении гражданских прав, идр. в соответствии с прихватизированной идеологией исторической мести, что по сути своей безбожно). Это очевидно уже для многих, никак не способствует справедливой и равноправной политике интеграции национально-культурных меньшинств, консолидации латвийского мультикультурного общества …Когда я уезжал в памяти осталась речь, обычно сдержанного на эмоции, Игоря в центре перед собравшимися сплоченным полукругом толокчанами на фоне остова корабля будущего храма, символического лобного места, уже уверен, не печали, а надежды и оптимизма с верой в воссоздание часовенки еще при нашей жизни. И это, по словам товарища, прочувствовал каждый, вслушавшийся в слова главного инициатора восстановительных работ в Дарзини, несмотря на кризис в стране, вопреки материальной несамодостаточности ко времени и затруднению помочь пока Православной. Церкви Латвии (привычной к чудесам и неслучайностям всей сути земного бытия, но здесь приятно удивившейся в Синоде неожиданному (общая активность поисков, обнаружения и локализации не превышает 3 месяцев от начала 2009 года) открытию нашим латвийским историком-краеведом очередного забытого людьми и, казалось бы Богом, воинского захоронения, сакрального православного места 100 летней давности. Это при вскрывшемся факте-напоминании выше, насколько свята в итоге эта земля, политая кровью жертв минувшей войны, сколько мук и страданий претерпели здесь люди в период оккупации в концлангере для советских военнослужащих и узников нацистского режима близ Саласпилса, при этом заметая следы жертв своих преступлений, умышленно зарывали здесь в общие могилы жертв своих преступлений, как раз наслоением, поверх братских захоронений войнов царской России, часть из которых - павшие или умершие от ран в рижских лазаретах еще в Первую мировую войну. По мнению Игоря Гусева, предусмотренное воссоздание часовенки требует уже сейчас поиска священника, вместе с тем место ждет своего часа предвосстановительного освящения впереди и постепенной намоленности, чтобы уже с божьей помощью в русской православной трвадиции делать следущие шаги в воссоздании здесь старинного мемориала, не в угоду равнодушию политиков от власти, чинящих препоны в благородном проекте своей, коллег и людей инициативы - русских общественников Риги, теперь уже и регионов (со стороны инфрмированных и причастных общим интересом к русскому наследию страны единомышленников из Елгавы и других мест). Исходя из ситуации, Игорь начал действовать решительно и правомочно, практически на свой страх и риск с русской смекалкой уверенный в поддержке реальных людей, а не в ожидании кучи справок и кабинетных команд. В то время, когда всестороннее и обективное исследование истории подменяется дилетантским узкокорыстным националистическим подходом к ней на уровне официальной историографии, перегибами-перекосами правды всяк на свой лад, когда переписывается-искажается латвийско-российское прошлое без оглядки на правду, без всестороннего и объективного краеведческого труда исследования, весьма сложной становится задача преодоления этих самых бюрократических стереотипов, ложных страхов и отрешенности компетентных инстанций от актуальностей, требующих оперативное и скорое решение культурных проблем в Латвии - потенциального эталона позитивного имиджа мультикультурного наследия Латвии в глазах ЕвроСоюза. Это касается в первую очередь Саласпилского самоуправления, образно выражаясь, требующего около 10 справок, дабы засвидетельствовать кладбище и без которых, якобы его не существует…по определению чиновника, а по сути ?… Ясно одно только от открытых, настойчивых и совместных действий самой русской общественности (в том числе и по сохранению сторического наследия регионов) зависит успех того или иного начинания, как в данном случае, благоустройство уникального ратного погоста, которое в будущем (при большей заинтересованности всего Русского мира Латвии, широкой общественности и мудром встречном подходе) может стать культурно-исторической компонентой общего Саласпилского мемориала, привлечь сюда международную целевую аудиторию культурного туризма. Вопреки нынешней массе бюрократических волокит и несознательности чиновников Игорь настроен в душе по боевому решительно и творчески, а это главное в таком деле.Этим и другим наболевшим он и поделился с народом, приехавшим на субботник по зову совести, скромно без лишних эмоций, трактуя мотивы и реакцию, не то что равнодушных и безответственных (за жирные годы, искусственно раздутой чиновничьим аппаратом, экономики, прим. автора) к сохранению русской культуры лиц, месяцами игнорирующими запросы проекта, а более всего не осознающих выгоды для своей-же страны имиджа мультикультурной привлекательности Латвийского государства в современном мире, ответственных чиновников, от которых зависят многие культурные начинания, неготовых в свете углубляющегося кризиса выйти за узкие рамки отведенного их чином места и благ псевдолиберальных ценностей прозападной ориентации. Откровенно скажем, уже не лучшего для многих прозревших на ошибках перенятого исключительно с запада, опыта постсоветских переходных в тч. и для культуры Латвии, 18 лет, чтобы общими усилиями преодолевать помимо экономического спада, еще и сопутствующий нравственный упадок в стране, по крайней мере хотя бы содействуя другим, осознающим ветры перемен в стране, в том числе в сфере мультикультурного просветительства молодежи помешанной на сегодня на наркотиках, дешевой попсовой рекламе и развлечениях в духе а-ля-зомби мыльных сериалов, отупевающих боевиков и бездушной псевдолиберального западного пошива, отвлекающего от своих же отечественных здоровых традиций и продуктов, своей собственной вековой мудрости. Политика, экономика и культура - взаимосвязанные понятия, залог стабильности и благополучия семьи и государства (доказано тысячелетней историей христианства, православия, опытом прошлого человеческой цивилизации). Без одного звена рушится триединая система существования. Проведенный с пользой для души и тела субботник по восстановлению старинного воинского погоста видится мне уже не рядовым местечковым мероприятием месячника чистоты, в рамках или вне официоза государственного проекта „Педас” (по сути своей замечательного начинания) западно-европейского образца, а прежде всего при тех позитивных, консолидирующих тенденциях наблюдаемых сегодня в культурной жизни Русского мира Латвии, далеко идущим, судьбоносным событием весны 2009 года, в свете общего вклада нас всех соотечественников Русского зарубежья в Русскую культуру Латвии, а значит в мировой уровень культурного наследия для будущего наших детей. Не дай Бог, прерваться Традиции, ведь в ней наша сила и благополучие от опыта предков, в ней ценности возврата к приемственности поколений, в ней „ любвовь к отечества гробам”. ЮРИЙ ПЕТРОВ, (Елгава, 18.04-20.04.2009)
|