On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]
Правила: ФОРУМ ГРУПП РЕКОНСТРУКЦИЙ ЛЮБЫХ СТРАН - заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.Все ссылки на видео и фотоматериалы ,а также текстовые материалы в любом виде выложенные на сайте форума или на самом форуме,принадлежащие лично участникам форума,при выставлении их третьими лицами на других сайтах или любых других носителях информации,являются интеллектуальной собственностью их владельцев и должны сопровождаться либо ссылкой на сайт http://www.baltic1812.lv,либо ссылкой на главную страницу форума http://rekonstruktor.forum24.ru,в противном случае по договоренности с владельцем интеллектуальной собственности и авторского права материала.


AuthorTopic
advanced member




Post №: 819
Joined: 24.04.07
Rank: 3
link post  Posted: 30.07.08 13:48. Post subject: Мост, повернувший историю


Мост, повернувший историю
21 июля 2008 («Вести сегодня» № 165)
307 лет назад под Ригой решилась судьба двух империй

Автор: Константин Гайворонский

"Не было гвоздя — подкова пропала. Не было подковы — лошадь захромала. Лошадь захромала — командир убит. Конница разбита — армия бежит". Английский стишок в переводе Маршака как нельзя лучше описывает события июля 1701 года под Ригой. "Гвоздем", который повернул здесь мировую историю, стал мост. Обыкновенный с нашей точки зрения, но чудо тогдашней инженерной мысли — наплавной мост, построенный шведами.

Шведский король Карл XII c 18–тысячной армией прибыл в Ригу вечером 7 июля 1701 года. За спиной у него были год войны и две победы, одержанные над датчанами под Копенгагеном и над русскими под Нарвой. Последней дееспособной армией антишведской коалиции в войне, которую позже назовут Северной, оставалась саксонско–русская группировка фельдмаршала Штейнау под Ригой.

В Риге Карл XII первым делом взобрался на колокольню Домской площади, похвалив ее высоту, и осмотрел позиции саксонской армии на том берегу Двины — на Спилвских лугах. Прекрасный вид. "Здесь и будем форсировать реку!" — обернулся к генералам.

Битва при Спилве

По сложности эту операцию — переправу на виду у противника через такую руку, да при тогдашней–то технике — сравнить можно, пожалуй, с вторжением союзников в Нормандию в ходе Второй мировой. Но коллективный мозг шведской армии, подкрепленный губернатором Риги Дальбергом (а старый вояка форсировал датские проливы еще с дедом нынешнего короля — Карлом X), выдает одну идею за другой. Во–первых, дымовая завеса. "Зажжем стога мокрой соломы на берегу. По реке пустим баржи с такой же соломой и добавим плоты с горящей смолой". Во–вторых, в первом эшелоне пойдут специальные суда с высокими бортами — на левом берегу борта будут сброшены, и по ним пехота бросится на берег, это резко ускорит высадку. Собранные им для первого эшелона суда, баржи, лодки, плоты вмещали по максимуму 6 тысяч человек. Второй рейс для большинства из них не планировался — остальные две трети армии пойдут по мосту. Наплавной мост, и это в–третьих, изюминка операции. Его уже в ходе боя соберут из заранее сколоченных секций. После чего кавалерия перелетит по нему на луга Спилве и нанесет саксонцам решающий удар.

У Штейнау на том берегу — 9000 саксонцев. Есть еще русские полки князя Репнина, но они раскиданы по левому берегу южнее Риги — на случай, если Карл передумает с местом переправы. Так что все должно получиться.
И застучали топоры. За три дня только в мост вбухали 5961 таллер — месячное жалование шведской армии. "Компенсируем казной Штейнау", — говорил Карл графу Пиперу, подписывающему ведомость.

К 18 июля все готово, кроме погоды — штормовой ветер, гроза. Операцию отложили на 19–е. В 4 утра, когда берега начали проступать из серого сумрака, шведы запалили солому. Дымовой завесы хватило только до середины реки, но и этого оказалось достаточно — саксонцы проворонили начало переправы. На одной из первых лодок плывет сам Карл. "Ваше величество, ведь на том берегу не стрельцы какие, а отличные саксонские солдаты", — уговаривал его за час до этого французский посол. "Да пусть хоть французы!" — отрезал тот.

Передовые батальоны едва успели высадиться и построиться, как саксонская кавалерия пошла в первую атаку. Во всех армиях мира к тому времени пики были отменены — кроме шведской, где треть пехотинцев по прежнему были пикинерами. Просвещенные военные умы смеялись над шведами, а под Спилве эта архаика вместе с "испанскими рогатками" (предками противотанковых ежей) помогла им удержаться на краю берега. Вторая атака тоже отбита. Наконец на поле боя появляется лично Штейнау и выстраивает линии для правильной баталии — пехота в центре, кавалерия по флангам. Поехали!

Саксонские кирасиры прорвали правый фланг Карла XII. Если бы не верные гвардейцы–драбанты и вовремя подоспевший на лодках резервный батальон, тут бы и окончилась его боевая карьера, а Полтава осталась бы никому не известным губернским городом. Но отбились и на этот раз. Отерев пот с лица, Карл оглянулся: а что с мостом, мост где, господа офицеры?!

А с мостом все плохо! Он уже покрыл больше половины реки, когда снова поднялся ветер и погнал волну. Заякорить последние секции так и не удалось. Течение Двины стало разносить и уже поставленные секции.

Штейнау тоже оглядывается: а где Репнин? Источники тут расходятся: наши утверждают, что он поспеть к месту боя никак не мог. Шведы пишут, что Репнин с 4 полками все же появился у Спилве, постоял, да и пошел восвояси, не вступая в бой (учитывая дальнейшую карьеру Репнина, включавшую бегство его дивизии под Головчиным и разжалование в солдаты — версия небезосновательная). Отступал он в такой спешке, что забыл снять с острова Луцаусхольма гарнизон в 400 солдат… Впрочем, вряд ли 4 тысячи русских штыков — тогдашних — решили бы дело там, где спасовали 9 тысяч саксонских. Вот лет бы через пять…

А саксонцы спасовали! Раненый в последней атаке Штейнау в 7 утра уже признал баталию потерянной, пробарабанив отступление. Отступали, впрочем, в полном порядке. Шведская кавалерия и половина пехоты так и остались на правом берегу реки, так что добить саксонцев Карлу было нечем. И это обстоятельство станет поворотным пунктом войны.

Размышления после боя

По первоначальному плану Карла XII, после разгрома саксонцев следовало вновь заняться русскими, нанеся удар на Новгород. Дальберг уже заготовил провиантские склады на псковском шоссе. Но в том–то и дело, что разгрома не получилось. Показателем тому — число захваченных знамен, ведь знамена попадают в руки противника при полном уничтожении или деморализации части. Так вот, в бою под Ригой шведы взяли всего 4 знамени. Для сравнения: под Нарвой шведам достались 151 знамя и 20 штандартов русской армии. И теперь Карл XII в задумчивости: то ли придерживаться плана, то ли добивать саксонцев.

"Идиот, русских, русских дави, пока не окрепли!" — кричат ему через века шведские историки, умные задним числом. Но летом 1701 года ситуация выглядит не так однозначно. Русские разбиты и вряд ли в ближайшие год–два соберут новую армию. А упускать сохранивших боеспособность саксонцев нельзя. Эх, если бы не осечка с мостом, саксонскую армию в полном составе похоронили бы под Спилве. А так придется довоевывать с ней в Польше.

Знал бы тогда Карл XII, что в Польше, чьим королем был по совместительству саксонский курфюст Август II, он увязнет на 7 долгих лет… Что Петр I за эти годы перевернет Россию вверх дном, но выкует армию, которая под Полтавой вычеркнет Швецию из списка великих держав…

От шведского — к Вантовому

На этом история Карла XII, связанная с Ригой, кончается, а вот история моста только начинается. По одним данным, секции моста в итоге отловили и отбуксировали к городу. И не пропадать же добру — король подарил их Риге. Русский путешественник Борис Пестель писал в "Примечаниях о городе Риге" в 1798 году: "Мост через Двину — 1150 шведских локтей. А ширина — могут разъехаться две кареты. Пристают по обе стороны за лето 100 и более кораблей.

На мосту: матросы, шкиперы, купцы. Мост без перил. По нем намощены толстые доски. Он в 1701 г. построен Карлом XII в способие шведской кавалерии. В октябре он снимается, а весною по вскрытии вод наводится". По другим данным, наплавной мост был построен в Риге в 1714 году, то есть уже в русские времена, но и в этом случае его строители, несомненно, вдохновлялись примером Карла XII.

Затем на месте наплавного моста в 1896 году был устроен Понтонный. А его уже сменил Вантовый. Так что будете ехать по нему из центра — посмотрите направо. Представьте, как двести лет назад в километре вниз по Даугаве идет переправа шведской армии, выплывающие из дыма лодки и баржи пестрят синими мундирами с желтыми обшлагами, а саперы лихорадочно пытаются сцепить понтоны громадного моста.

Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.

Пленных при вступлении в Ригу в 1710 году Шереметьев пощадит. А в остальном все верно. Может быть, какой–то пары якорей и сотни гвоздей не хватило тогда шведам…

"Вести Сегодня", № 165.

http://www.ves.lv/article/50229

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
No new replys


Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  2 Hours. Hits today: 6
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no



balticreenactor@gmail.com