Петр Великий по Риге ходил…
"Дабы во всем свете русского человека имя держать честно и грозно" — петровский принцип служения державе Российской.
Автор: Игорь Мейден
То, как придворными историками в Латвии ныне трактуются события, связанные с Петром I и Ригой, и вообще — рисуется образ царя, давно не выдерживает никакой критики: просто позор! Однако как быть с "неофициальной" трактовкой событий и реальными фактами? Читайте книгу известного историка Латвии, редактора культурно–публицистического вестника "Клио" Игоря Гусева "Петр Великий и Рига", которая вышла совсем недавно, но уже успела получить самые высокие отзывы со стороны ученых — правда, не латвийских, а российских…
— Так уж получилось, что интереснейшая тема — Петр Великий и Рига — известна немногим, хотя исторической фактуры сохранилось немало, — говорит "Вести Сегодня" Игорь Гусев. — И если у нас этот вопрос худо–бедно, но все же изредка освещается в материалах рижских краеведов и в исследованиях местных историков, то в России про это почти не вспоминают. Странно… А ведь значение Петра в истории России колоссально, казалось бы, любой шаг его жизни должен быть скрупулезно изучен. Но… тема Петра и Риги чаще всего оказывается вне интереса российских историков. Хотя, по сути, Рига — третий по значению город в жизни великого реформатора после нелюбимой им Москвы и обожаемого Санкт–Петербурга.
Самым удивительным образом оказывается в тени удивительная страница биографии Петра I — история его знакомства и дальнейших отношений с "неприступной девственницей" Лифляндии городом Ригой. В этих отношениях немало личного, и развивались они подобно многим в логичной последовательности "от ненависти до любви". Рига сыграла огромную роль в развитии мировоззрения Петра Великого и, соответственно, велика ее роль в истории России. События Северной войны — такой клубок интереснейших явлений и событий, что обходить их стороной и забывать факты, связанные с нашим городом, просто позорно.
Почему в 1930–е годы в СССР не уделяли должного внимания "рижской теме", хотя история Петра и Москвы, Петра и Санкт–Петербурга раскрыта достаточно полно? Рига в то время оказалась вне интереса советских историков, поскольку Латвия являлась "заграницей". Это при том что в начале XX века, когда чередой шли юбилейные торжества, посвященные событиям Северной войны, о Петре писали очень много, а в Риге даже открыли великолепный памятник — на месте, позже занятом Милдой… Ну а в 1950–1970–е мало внимания уделяли "рижской теме", поскольку, опять же, смотрели на события в жизни Петра довольно однобоко и стандартно.
— Но очень странно и то, что теперь, когда опять идут сплошные годовщины — 300–летия Полтавской битвы, 300–летия взятия Риги войсками Петра и так далее, — тоже мало уделяется внимания данной теме…
— Очень надеюсь, моя книга поможет российским (и не только) историкам обратить внимание на наш чудный город! Тема "Петр и Рига" интересовала меня уже давно. Еще в 1994 году на экраны вышел сюжет в передаче "Клио" о памятнике Петру, который тогда представлял собойлишь груду окислившейся бронзы… В новой моей книге рассказывается, разумеется, не только о событиях, связанных с Северной войной и осадой Риги 1709–1710 годов, но и о первом посещении города Петром Великим.
Известный рижский краевед начала XX века К. Меттих отмечал, что царь был у нас один раз инкогнито, раз под стенами города во время осады и "посетил затем семь раз Ригу, как ее Государь и благоволитель". В книге приводятся известные даты этих посещений. К числу редких источников, я бы отнес материалы из журнала "Отечественные записки" за 1822 год, где было напечатано исследование Д. Шлуна "Осада Риги войсками Алексея Михайловича". Там имеются интереснейшие детали — такие штришки времени, которые были использованы при работе…
Целая глава посвящена и образу Петра в латышском фольклоре, благо фактуры тут предостаточно. Например, старинная легенда, как "Петр спасает Ригу от взрыва". "Это было тогда, когда шведы с русскими воевали. Петр переоделся нищим и пробрался неузнанным разведать Ригу. Захотелось ему есть. Пошел по городу еды поискать. Проходит мимо склада с порохом и видит через окно: свеча горит. Ее зажгли шведы, чтобы перед своим уходом взорвать город…" Или вот — "Петр во главе войска скакал свечу тушить, скакал он так быстро, что у коня подкова отскочила и влетела через окно третьего этажа".
Кстати, "эта подкова" и по сей день красуется в Риге, прикрепленная к стене дома на улице Калькю, 20… Тем много, например, "связаны" с Петром и "сорока–ведьма", в которую превратилась подлинная мифологическая владелица Риги, и сражение неподалеку от Яунпиебалгского кладбища, и многочисленные "петровские камни" — на них либо отдыхал, либо обедал царь.
— Впрочем, официальными историками, а тем паче национал–радикальными политиками Петр I обрисован вовсе не "Великим" (хотя в фольклорных текстах это слово подчеркивается!), но злым и ужасным.
— Мне совершенно все равно, будет ли книга принята "придворными историками" ЛР. По жизни я стараюсь руководствоваться словами Жан–Жака Руссо: "Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее". Понятно, то, о чем говорится в этой книге, нередко идет вразрез с официальной исторической линией, принятой в нашем государстве. Какие стереотипы разбиваются? Главный: Петр I — это одна из главных демонических фигур! О чем говорить, если в "Истории Латвии" А. Кениньша повествуется о том, что были сусальные, счастливые для латышей "шведские времена", а потом вдруг пришли злые русские, которые "на завоеванной территории занимались грабежом, поджогами, убивали и уводили в плен местных жителей". Я не оправдываю жестокости войны, но я против прямолинейных и плоских штампов.
"Белые и пушистые" шведы, противопоставляемые "злым русским варварам", это не просто штамп, но мощнейшее основание, на котором зиждется официальная латвийская трактовка всей истории Северной войны. Понятно, то время было страшным, но многочисленные жестокости со стороны шведов не позволяют говорить об их моральном превосходстве над русской армией — это подтверждается многими фактами.
Петр I — одна из ярчайших фигур мировой истории. Северная война сыграла колоссальную роль в судьбах всей Европы. Но в Латвии события того времени привлекают очень мало внимания со стороны официальной истории, кажется, что даже памятники той эпохи никому совершенно не интересны. Но, например, в Эстонии устанавливаются памятные знаки, отмечающие важнейшие исторические этапы, при всей нелюбви к России основной массы титульного населения и национальных эстонских политиков. А латыши вот говорят: мы не участвовали в Северной войне, в ней бились друг с другом шведы и русские, нас это не касается. Но как же так? Ведь события проходили на этой, на латвийской земле! Реально получается, что просто отбрасывается целый исторический пласт…
Здесь как раз к месту цитата из газеты "Рижский вестник" 1872 года: "Народ, не умеющий чтить великих людей своего прошлого, недостоин иметь их и в будущем".
— Так каким все же был Петр Великий для Риги?
— В нашем городе многое напоминает о нем. Например, рижанам хорошо знакома известная картина из музея истории города — "Петр I в Риге", написанная на стене, в которую вмурована знаменитая бомба, по преданию, выпущенная по городу самим царем. До сих пор не утихает спор по поводу того, действительно ли те выстрелы достигли цели или же петровские пушечные ядра утонули в Двине, не долетев до рижских укреплений. Во времена написания картины (1786 год) прошло еще не слишком много времени, чтобы свидетельства очевидцев стали далеким полузабытым прошлым. В любом случае вопрос этот остается открытым…
Я делаю попытку оценить фигуру Петра более трезво, разумно, осмотрительно. Он не был однозначно "хорошим" или бесспорно "плохим". Прежде всего он был сыном своего непростого времени. Да, бывал он жесток. Но за его жестокостью скрывалась искренняя боль за судьбы своей страны и своего народа. Личность Петра очень неоднозначная, на нее важно смотреть с разных сторон. Есть какие–то определенные каноны и штампы, которыми люди, рисуя царя–реформатора, пользуются по сей день. Но часто требуется взгляд со стороны, чтобы раскрыть тему не плоско, но в объеме.
— В книге много иллюстраций, порой уникальных: откуда они?
— Эти иллюстрации, напечатанные в очень хорошем качестве, сладкая изюминка! Многие фотографии, которые здесь представлены, в последний раз публиковались, может быть, лишь в начале XX века, например, великолепные репродукции проектов памятника Петру — порой весьма оригинальные. Они позволяют осмыслить традиции и моду того времени. Есть проект памятника Вильгельма Вандшнейдера — из Берлина, или питерского скульптора Александра Баумана, а у Гугона Ледерера Петр и вовсе напоминает Юлия Цезаря. Таким образом, мы можем сравнить, насколько удачен оказался тот памятник, который в итоге и был установлен в Риге в 1910 году.
Вообще в книге много иллюстраций, которые мало известны широкой публике. А собирал я их в самых разных местах. Есть, скажем, репродукция картины Васильева "Пастор Глюк представляет фельдмаршалу Шереметеву шведскую пленную Марту Скавронскую". Но есть и свои загадки. Хотелось бы разобраться, где находится оригинал знаменитой картины профессора А. Коцебу "Рижане приносят присягу Шереметеву", репродукции которой часто публикуются в различных изданиях. По некоторым сведениям, ее оригинал находится в запасниках Русского музея. Но это требует проверки. В книге много карт и схем, старинных и новых. Особо вложена и интереснейшая карта осады города, в свое время составленная полковником В. Г. Болдыревым по шведской карте 1701 года и плану городского инженера Риги Эбергарда Толкса. Войска и укрепления были нанесены по тексту "Марсовой книги", "Писем Шереметева", "Дневника Гельмса" и частью — с чертежей Стокгольмского королевского военного архива…
— Книга уже поступила в продажу?
— Эта книга выпущена при поддержке фонда "Русский мир", и согласно договору она не предназначена для продажи. Книга будет распространяться бесплатно через общественные организации, учебные заведения и активистов русской общины Латвии. Мне бы очень хотелось, чтобы она попала в руки именно неслучайных людей, у которых она не будет бесцельно пылиться на полке. В конце концов, это было бы просто обидно. Ведь "Петр Великий и Рига" не только весьма содержательный труд. На сегодняшний день это самая красивая и богато оформленная книга из тех, что выходили в рамках проекта "Клио".
"Вести Сегодня", № 193.
http://www.ves.lv/article/150249<\/u><\/a>